Итальянцы называли его "Капитаном Руссо"
Он - автор книги «Записки русского гарибальдийца». Воевал. Много раз был в плену, пережил ад, но не перестал любить жизнь и свое ОТЕЧЕСТВО
От автора
Я, Галина Станиславовна ПЕРФИЛЬЕВА, много лет преподаю русский язык и литературу в одиннадцатой школе и являюсь руководителем музея Боевой Славы, для пополнения фондов которого энтузиастами школы проделана огромная работа по сбору уникального материала. И сегодня, наверное, настало время подробно рассказать бердчанам о героях-фронтовиках, о которых мы на уроках Мужества рассказываем своим ученикам, не просто прочитав их биографии в учебниках, но и соприкасаясь с их судьбами при личных встречах, при переписке, по итогам экспедиций в разные концы нашей страны.
Надеюсь, на страницах первой городской газеты «Бердские новости», которая всерьез поднимает и развернуто освещает тему патриотизма, найдется место для рассказов об этих славных людях, наших земляках. Материалы, которые вы прочтете на страницах «БН», -часть музейной композиции «Бердчане - участники Великой Отечественной войны», развернутой в школе №11. Все это - уроки патриотизма.
Урок первый
А если скажет нам война: «Пора», отложим недописанные книги.
Герой нашей сегодняшней публикации - наш земляк Владимир Яковлевич ПЕРЕЛАДОВ - был дважды представлен к высшей награде итальянских партизан «Гарибальдийской звезде» - за доблесть.
Вот как все начиналось
22 июня 1941 года Владимир Яковлевич ПЕРЕЛАДОВ, только что сдавший на «отлично» сессию и перешедший на четвертый курс планового института имени Г. М. Кржижановского, был в гостях у лучшего друга и услышал по радио голос Молотова о том, что началась война... А дальше - очередь в военкомате, отказ, народное ополчение...
Формирование 32-й армии 7-ой стрелковой дивизии (потом переименованной в 29-ую) Бауманского района г. Москвы началось 3 июля 1941 года. Командиром дивизии был назначен преподаватель академии имени Фрунзе комбриг И. В. ЗАИКИН, комиссаром был утвержден полковой комиссар П. М. ЛУКИН. И по составу эта дивизия была одна из самых высокообразованных дивизий в мире, ее бойцы в этом нисколько не сомневались, их научная мысль работала превосходно, они были готовы к открытиям и прочим подвигам во имя страны, но воевать они не умели.
Не сходили с рук кровавые мозоли...
Во второй половине 1941 года 7-я стрелковая дивизия прошла путь от Химок до Высоковска, через Клин, Волокаламск, Вязьму к деревне Волоста и оказалась в районе г. Дорогобужа Смоленской области. На каждом месте днем и ночью ополченцы строили оборонительные сооружения, они уже хорошо научились выбрасывать из окопов и противотанковых рвов положенную норму кубометров земли, валить деревья для лесных завалов, строить блиндажи и землянки. С рук не сходили кровавые мозоли.
Немцы ринулись на Москву...
В сентябре 1941 года началось первое генеральное наступление гитлеровских войск на Москву. Немцы прорвали оборону в районе Брянска-Смоленска, и полчищами, как стервятники, ринулись на столицу. Наши войска несли огромные потери. Дивизия, в составе которой был В. Я. ПЕРЕЛАДОВ, заняла рубеж на 242-м километре Минского шоссе, чтобы не пропустить главные силы гитлеровцев по магистрали, хотя южнее этого рубежа в районе Вязьмы немцы уже замкнули «котел», и другие подразделения той же 32-й дивизии оказались отрезанными от своих и окруженными. Была потеряна связь со штабом армии и другими соединениями.
Из воспоминаний В. Я. ПЕРЕЛАДОВА: «Я хорошо помню, как на позиции противотанковой батареи ринулись шесть танков. Казалось, что можно причинить этим стальным махинам сорокапятимиллиметровыми пушечками. Да еще снарядов было мало. Решили подпустить ближе и бить наверняка. Когда эти грохочущие чудовища приблизились на расстояние 400-500 метров, мы открыли огонь. Три танка были подбиты».
Прицелился и сбил из карабина немецкий бомбардировщик!
Особенно напряженные бои баумановцы вели с 7 по 12 октября сорок первого. Но Владимир Яковлевич называет самым страшным днем 10 октября. В своей книге «Записки русского гарибальдийца» пишет: «Немцы обрушили на наши позиции сильнейший артиллерийско-минометный огонь. Над нашими позициями стоял сплошной оглушительный грохот. Не раз крупнокалиберные снаряды разрывались так близко от наших пушек, что их переворачивало вверх колесами. Я хорошо понимал, что этот шквал огня с минуты на минуту окончится и в атаку пойдут танки.». Наконец, все стихло. Обугленная выгоревшая трава... Земля изрыта воронками... Маскировка переднего края начисто уничтожена! И такая звенящая, «ненастоящая» тишина.
И вдруг:
-Воздух!
-Самолеты летят прямо на нас! Их не менее тридцати! - в панике крикнул ПЕРЕЛАДОВ.
-Ну, чего кричишь? — спокойно ответил ему комиссар. - Сам вижу, что летят. Ты лучше целься и старайся попасть в кабину пилота.
ПЕРЕЛАДОВ запомнил это на всю жизнь.
Он целился старательно и вложил в этот прицельный взгляд всю свою ненависть. Сначала глазам не поверил. Уж больно невероятная удача, чтобы из карабина сбить немецкий бомбардировщик «Ю-87». Но это случилось! Пуля из его карабина убила летчика, и самолет, не выходя из пике, вместе с бомбами рухнул на землю неподалеку. Взрыв был огромной силы.
Об этих трагических днях Владимир Яковлевич скажет потом коротко: «Моя судьба после ожесточенных боев в составе Баумановской дивизии в первых числах октября 1941 года сложилась трагически». Да, именно так.
Был плен, и снова, снова, снова...
Разрозненными, мелкими группами бойцы-баумановцы всю ночь продвигались к своим. А на утро их обнаружили немцы, которые прочесывали лес. Короткий бой и - плен.
Владимир Яковлевич прокомментировал это так: «Столько пришлось в плену испытать, что я не пожелал бы врагу». У фашистов была такая забава над пленными в окружении. Сидящий на возвышении гитлеровец вдруг начинал кричать через переводчика: «Кто из Смоленска, Вязьмы, Ельни, Минска - выходи по одному. Вас будут отпускать домой». Люди хотели выжить и готовы были поверить этим «сказкам», выходили, а немцы их расстреливали в упор, насмехались, хохотали. Этот хохот врезался в память...
Несколько дней спустя Владимир Яковлевич и еще четверо пленных совершили побег из Дорогобужского лагеря под Смоленском. Измученные, голодные, чудом добрались до села Семлево, но нарвались на немецкий патруль. Снова плен. Их впихнули в огромный сарай, где пленные даже не могли лечь на пол - стояли, тесно прижавшись друг к другу.
Кто-то, знавший немецкий язык, услышал разговоры надзирателей и сказал:
-Утром нас расстреляют - всех до единого.
Был предложен новый план побега. И люди решились! Утром, лишь немцы распахнули ворота, пленные бросились врассыпную. Немцы открыли беспорядочный огонь, люди гибли, но некоторым удалось добраться до спасительного леса и скрыться в нем. Бежали, пока хватило сил, потом попадали замертво от усталости и забылись...
Изможденный В. Я. ПЕРЕЛАДОВ очнулся от того, что его рвала зубами хорошо обученная немецкая овчарка. Рядом стояли два молодчика с карабинами наизготовку. Но не пристрелили, снова погнали в плен, где жестоко избивали - кулаками, коваными сапогами. Когда терял сознание, обливали холодной водой - приводили в чувство и снова били. Карабином переломили ногу в коленном суставе и повредили позвоночник. Передвигаться не мог, валялся на полу без чувств. Почему выжил? Его тайно, как и других искалеченных, выхаживали другие пленные, делились, чем могли, вспоминали народные рецепты, а врачи-военнопленные даже делали какие-то уколы.
Он все же вырвался и стал «итальянцем»
Летом 1943 года немцы, бежавшие под натиском наступающей Советской Армии, угоняли на запад военнопленных. Так В. Я. ПЕРЕЛАДОВ оказался в Италии. Там, в лагере, он сблизился с итальянскими антифашистами, которые помогли ему совершить побег (на этот раз удачный). Он все же вырвался из плена! В одной итальянской семье его выходили, помогли связаться с русскими коммунистами, и он ушел в партизанский отряд, которым руководил итальянский коммунист Бруно.
А в марте 1944 года был создан русский партизанский отряд из военнопленных, бежавших к итальянским партизанам. Командиром этого отряда был назначен офицер Советской Армии Владимир Яковлевич ПЕРЕЛАДОВ. Итальянцы называли его «капитаном Руссо».
Действия отряда были столь успешными, что в июле 1944 года после трех дневных ожесточенных боев был взят стратегически важный пункт - городок Монтефиорино. Так родилась республика Монтефиорино.
За боевые заслуги, за выполнение особо трудных боевых заданий партизанскому отряду «капитана Руссо» было присвоено звание Русский ударный батальон. Бойцы РУБ уничтожили 121 мост, подбили и уничтожили 350 машин с боеприпасами и живой силой противника, разрушили 500 гарнизонов чернорубашечников, захватили в плен не менее 4500 немецких и итальянских солдат и офицеров. В Италии ходили легенды о подвигах Русского ударного батальона и его командира «капитана Руссо». За боевые заслуги Владимир Яковлевич ПЕРЕЛАДОВ был дважды представлен к высшей награде итальянских партизан - «Гарибальдийской звезде за доблесть».
Он — наш земляк
Вот такой он, В. Я. ПЕРЕЛАДОВ, настоящий герой «капитан Руссо». А для нас он - земляк. Потому что родился в деревне Морозове, совсем рядом с Бердском.
Владимир Яковлевич несколько раз был в нашем городе, трижды встречался с учениками и учителями одиннадцатой школы. Это было в 1984, 1987 и 1990 годах.
Дважды делегация школьников отправлялась в Москву специально на встречу с В. Я. ПЕРЕЛАДОВЫМ - живой легендой. Им был оказан теплый прием. И когда вышла книга воспоминаний ПЕРЕЛАДОВА «Записки русского гарибальдийца», Владимир Яковлевич подарил нашему школьному музею несколько ее экземпляров с автографами.
В течение многих лет «капитан Руссо» писал нам письма, живо интересовался успехами в учебе и работой музея, но потом переписка оборвалась...
Отступление
В музее одиннадцатой школы развернута экспозиция «Капитан Руссо» и хранится множество открыток, фотографий, писем. Мы проводим экскурсии для учеников своей школы и других тоже. Если кто-то подробнее хочет узнать о судьбе и подвигах В. Я. ПЕРЕЛАДОВА и других защитниках Отечества, приходите, мы расскажем вам очень много интересного!